Главная страница >>>
Уроки >>>
Информатика >>>
Информатика

РОЛЬ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Кабинет информатики в учебных заведениях организуется как учебно-воспитательное подразделение учебного заведения среднего уровня образования любого профиля, оснащённое комплектом вычислительной техники(КУВТ), учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой для проведения различных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием информационных технологий. Кабинет информатики используется также при организации производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления учебно-воспитательным процессом. Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся. Занятия в кабинете информатики должны способствовать: •формированию у учащихся знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ; умений по использованию программного обеспечения современных ЭВМ и работы с информационным ресурсом; •ознакомлению учащихся с применениями информационных и коммуникационных технологий на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении; •совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Первоначальное знакомство школьников с компьютером осуществляется в кабинете информатики, как правило, в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажёров, обучающих и контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой –повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. Возможности кабинета информатики в учебном процессе предполагают оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом годами выверенную логическую структуру, основанную на богатейшем опыте преподавания предмета. Самое простое, что достигается путём минимальных усилий - это несравнимо более широкое использование иллюстративного материала. На уроках литературы компьютерные слайды, подготовленные заранее и показанные на экране телевизора, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения. Мультимедийный комплекс избавляет учителя от необходимости “добывать“ к уроку множество книг, хранящих тайны жизни великого человека. Иллюстрации можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты. На уроках русского языка можно с помощью компьютера проводить работу с трудными словами. По экрану с помощью мышки свободно перемещаются морфемы, участвующие в словообразовании. Включается ситуативная память, процесс получения новых знаний становится индивидуально и эмоционально окрашенным. На экране телевизора дети воочию видят и осваивают “алгоритм изучения слова“. Слайды можно использовать и на уроках математики. Например, программа «Функция» позволит в считанные минуты прямо на уроке продемонстрировать график любой изучаемой в школе функции, рассмотреть её свойства на любом интервале, наложить один график на другой, показать их преобразования, продемонстрировать графические и аналитические возможности решения уравнений и неравенств. Здесь и систематизация знаний самих учащихся, занимающихся разработкой и эксплуатацией таких программ, и совместное творчество учителей и школьников, поскольку без грамотной постановки тут не обойтись, и облегчение труда учителя хотя бы в преподавании небольшой темы. Компьютерный класс – это хороший помощник в обучении иностранному языку. При методически правильном использовании новых информационных технологий компьютер может помочь учителю более эффективно организовать работу по предъявлению нового материала, широко использовать отсканированные слайды, организовать информативно значимую и разнообразную тренировку по всем видам речевой деятельности и контроль усвоения пройденного материала. На сегодняшнем уроке по истории трудно представить себе изложение материала без «участников событий». По ходу рассказа на экране телевизора портреты одних участников сменяются жанровыми сценами, памятниками культуры далёких эпох. При этом дети имеют уникальную возможность по-своему «проживать» страницы истории. Резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя из них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, что так необходимо современному человеку. Очевидные преимущества использования возможностей кабинета информатики позволяют эффективно использовать их в поурочной подготовке различных печатных материалов и тиражировать их в количестве, необходимом для урока, или копировать эти тексты в виде специальных файлов для самостоятельной работы. Пространство школьной информатики должно быть выстроено таким образом, чтобы у школьника была возможность и потребность работать с компьютером. А для этого компьютерный кабинет должен функционировать как компьютерная лаборатория. Для формирования потребности школьников в работе с компьютером необходимо создать такую ситуацию, когда у ученика возникают собственные задачи, которые он мог бы решать с помощью компьютера. Я пытаюсь создать компьютерную мини-лабораторию. Изучая тему «Компьютер», учащиеся знакомятся с историей развития вычислительной техники, поколениями ЭВМ, устройством ПК, видами памяти, периферийными устройствами. Учебников у учащихся нет, поэтому привлекаю их к работе с дополнительными источниками информации, чтобы полнее и шире осветить эту тему. Сообщения предлагаю оформить в печатном виде, используя текстовый редактор. Учащиеся получают дополнительные знания о компьютере и навыки работы с ним. Оценивается отдельно содержание и оформление работы. Многие учащиеся с энтузиазмом взялись за работу. Теперь в кабинете после уроков всегда работают все компьютеры. Некоторые ребята «вошли во вкус» и текст иллюстрируют таблицами и схемами, т.е. приобретают умения и навыки работы с различными приложениями почти самостоятельно. Идею компьютерной лаборатории можно осуществить, используя кабинет для проведения факультативных занятий. На факультативных занятиях обучение провожу в двух направлениях : •обучение элементам программирования; •обучение пользователя, т.е. освоение работы с готовыми программами. Пользователь должен обладать необходимыми навыками работы на компьютере в основных используемых в мировой практике программных оболочках, операционных системах и программных пакетах, таких как графические и текстовые редакторы, базы даных и электронные таблицы, издательские системы и др. Ребята должны грамотно пользо-ваться такими аппаратными средствами, как дискеты, принтер, модем, сканер. В последнее время на первое место выходит умение работать в Интернет.

Используются технологии uCoz