Классный час
Тема. «Права ребенка и чаепитие в разных странах»
Знания: Ознакомить учащихся с некоторыми положениями конвенции о правах ребенка и традициями чаепития разных народов.
Навыки: Формировать навыки использования дополнительной информации по теме. Вырабатывать у учащихся навыки сотрудничества, как наиболее универсального и эффективного стиля общения в отношениях между отдельными личностями и между странами.
Ценности: Воспитывать в детях толерантность, доброжелательность, важность объединения людей разных наций, стран, континентов для решения глобальных проблем, с целью изучения соблюдение прав ребенка в разных странах мира.
Цель: Знакомить учеников с проблемами ребенка, учить детей основывать взаимоотношения на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Продолжение традиций класса, сложившихся в период обучения в начальной школе.
Время проведения 60 мин.
I этап - подготовка:
Занимает 1-2 недели. Учитель на общем собрании объясняет, как будет проходить этот классный час. Ученики и их родители по желанию делятся на 5 команд. Каждая их команд представляет одну страну: Англия, Китай, Россия, Индия, Казахстан.
Учитель знакомит учеников и родителей со сценарным планом, дает задания ученикам по подготовке к классному часу, предоставляют информацию о Конвенции прав ребенка, об особенностях чаепития в разных странах и т.д.
Родителям говорит о необходимости подготовки реквизита, костюмов и т.д. Контролирует подготовку учеников к мероприятию, оказывает методическую помощь, готовит ведущего.
II этап - проведение:
Сценарный план.
1. Ведущий:
Сегодня у нас проходит классный час, тема которого права детей и чаепитие в разных странах. Мы расскажем о правах детей и о том, что все дети любят пить чай независимо от того, в какой стране они живут.
У каждой страны и народа в ней проживающего есть свои традиции, они все разные, но одно сближает нас, мы все живем на одной планете и все мы равны в своих правах.
Наши права закреплены в Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 г. на ассамблеи ООН.
Статья 31. Конвенции о правах ребенка.
«Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, поощряют право ребенка на участие в культурной и творческой деятельности».
2. Ребята – представители команд читают стихотворения В. Орлов «Дом под крышей голубой».
1 чтец: Словно крыша над землею
Голубые небеса
А над крышей голубою –
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы
И поляны и цветы
Страны все и все народы
И, конечно, я и ты.
2 чтец: Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом
Под одною голубою,
Общей крышей мы живем.
3 чтец: Дом под крышей голубою
И просторный и большой
В этом доме мы соседи
И хозяева с тобой
4 чтец: Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье,
Потому что на планете
Все твое и все мое:
И пушистые снежинки,
И река и облака
И тропинки и травинки
И вода из родника.
5 чтец: Дом кружится возле солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло
Чтобы жили мы на свете
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
3. Ведущий представляет экспертов (учителя, родители), называет страну и члены команды этой страны представляют себя и говорят о правах.
1 команда – Мы обладаем правом быть счастливыми, и в обращении с нами должны присутствовать понимание и справедливость.
2 команда – Мы обладаем правом обучаться в этой школе и выражать соответствующим образом свои мнения, чувства и идеи.
3 команда – Мы обладаем правом слушать и быть услышанными в этой школе.
4 команда – У нас есть право иметь свои собственные идеалы и проявить себя с наилучшей стороны как личность.
5 команда – У нас есть право на учебу в спокойной обстановке в этой школе.
4. Ведущий объявляет I конкурс – разминку, ее проводит эксперт;
Задает вопрос – Чем полезен чай?
Команды предлагают свои версии ответа.
Эксперты оценивают, выставляя баллы от 1-3, которые фиксируются на листе ватмана, комментируют итоги.
5. Ведущий объявляет блиц-турнир – II конкурс.
Команды по очереди задают по два вопроса для команд соперниц.
Команда, давшая правильный ответ получает по 1 баллу за вопрос.
1. Все ли дети равны в своих правах?
2. Как вы считаете жители, какой страны больше всего любят чай?
3. Является ли ребенок гражданином своей страны?
4. Сколько лет живет чайный куст?
5. Какие основные права есть у ребенка любой страны.
6. Где растет чайный куст, всегда ли так было?
7. До какого возраста дети считаются несовершеннолетними?
8. В какое время суток принято пить чай в Англии?
9. Есть ли у ребенка гражданские и политические свободы? Какие?
10. Как и когда собирают чай.
6. Эксперты подводят итоги, объявляют их.
7. Ведущий объявляет III конкурс «Любопытные истории о чае и не только», представители команд дают сведения о своих странах, о правах детей в этих странах и о чае.
8. Эксперты оценивают конкурс (от 1-5 баллов) и комментируют итоги.
9. Ведущий объявляет IV конкурс «Дегустация».
Рассказ представителей команд о национальных способах заваривания и употребления чая в странах, которые они представляют.
Экспертами оцениваются дополнительно костюмы, оформление стола в национальных традициях (от 1-5 баллов), подводят итоги.
10. Ведущий объявляет V конкурс «Чай-шоу» (творческие выступления команд, могут быть стихи, песни, танцы, сценки и т.д.).
Эксперты оценивают V конкурс и подводят окончательные итоги.
Объявляют победителей.
11. Ведущий приглашает всех на чаепитие.
Приложение: Основные положения Конвенции о правах ребенка.
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, государства обеспечивают в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.
- Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
- Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
- Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
- Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
- Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
Национальные способы приготовления чайного напитка:
Китайский способ.
Примерно в XV-XVI веках в Китае целиком перешли на заваривание в чайванях – специальных чашечках типа пиалы объемом 200-250 мл, но с резким расширением в верхней четверти и с крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхнего края. В такую чашку засыпают 4-5 гр. чая и тотчас же заливают водой на две трети или до половины объема. Время заваривания не превышает 2-2,5, максимум 3-4 минуты для некоторых сортов чая. Из чайвани чай наливают в чашку для питья так, что крышка даже приподнимается (чтобы не выпустить аромат) она лишь неплотно прижимается к краям чайвани, и чай выливается через образовавшийся таким путем зазор. Чай пьют в горячем виде маленькими глоточками, без сахара и иных приправ, которые, по мнению китайцев, совершенно искажают истинный аромат чая.
Английский способ.
Англичане – одна из самых чаепотребляющих наций в мире.
Предварительно подогревают чай из расчета одна ложка чая на чашку воды плюс 1 чайная ложка «на чайник». Чайник тотчас же заливают кипятком (дважды) и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в сильно разогретые чашки разливают согретое (но не кипяченое) молоко (по 2-3 столовые ложки) и затем наливают чай. Следует подчеркнуть, что англичане строго следуют правилу наливать чай в молоко, а ни в коем случае наоборот. Замечено, что заливание молока в чай портит аромат и вкус напитка, и подобная ошибка рассматривается как невежество. Выпивают одновременно не более 2 чашек, но и это количество жидкости на 20-30 % состоит из молока.
Индийский способ.
Национальным напитком Индии является так называемый замороженный чай. Его готовят следующим образом: на 300-350 г. воды кладут 3 чайные ложки лучшего чая, который заваривают обычным способом в течение 5 минут и остужают. Затем специальный стакан вместимостью 0,5 л. наполняют несколькими кубиками льда, заливают в него весь остуженный чай, добавляют сахар и лимон, нарезанный дольками или сок лимона, выжатый прямо в стакан, после чего пьют чай чрезвычайно маленькими глотками.
Чай по-русски.
Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком, оставить на 5 минут и затем перелить настой в чайничек. Каждый из присутствующих должен сам налить себе в чашечку готовой заварки и долить ее кипятком. По желанию можно добавить сгущенное молоко, лимонный сок или сливки. Русский чай пьют вприкуску. Сахар можно заменить засахаренными фруктами или вареньем.
|